Звоните сейчас: +7 (351) 231-55-95
Юридические услуги в Челябинске
+7 (351) 231-55-95

ежедневно с 10 до 20 часов

Здравствуйте!
Меня зовут Нагибина Юлия Михайловна, и я тот самый «юрист Челябинск», которого вы только что «забивали» в поисковой строке.

Может ли покупатель вменить поставщику расходы, связанные с демонтажом оборудования?

Для полного ответа на данный вопрос необходимо провести анализ договора, заключенного покупателем и поставщиком.

Условие договора о предоставлении гарантии качества защищает в большей степени интересы покупателя, поскольку на поставщика в таком случае возлагается обязанность доказывать, что обнаруженные недостатки возникли после исполнения договора и не по вине поставщика (исполнителя).

Отсутствие в договоре гарантийных обязательств не лишает приобретателя (заказчика и т.д.) права предъявлять требования в связи с недостатками исполнения, обнаруженными, например, при договоре поставки, в течение двух лет с момента передачи товара (ст. 475, п. 2 ст. 477 ГК РФ). Однако в этом случае доказывать отсутствие своей вины в возникновении недостатков должен будет сам приобретатель.

Если гарантийный срок договором не установлен, поставщик обязан предоставить исполнение, пригодное для использования по назначению в течение разумного срока после передачи его покупателю, но в пределах двух лет, если другой срок обнаружения недостатков не установлен законом или договором.

По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи исполнения заказчику (покупателю и т.д.). Как известно, например, товар считается переданным с момента его фактического поступления во владение покупателя (абз. 2 п. 1 ст. 224 ГК РФ). При поставке товар может быть передан двумя способами — путем доставки поставщиком покупателю либо получения покупателем в месте нахождения поставщика (ст. 510 ГК РФ). При этом в обоих случаях момент передачи товара и, как следствие, начала исчисления гарантийного срока согласно ст. 224 ГК РФ будет определяться моментом его фактического поступления во владение покупателя.

Гарантия качества может распространяться на все исполнение в целом или на отдельные составляющие его части (например, комплектующие изделия). Стороны вправе установить договором любой объем гарантийных обязательств, в том числе указать, что гарантия не распространяется на какие-либо отдельные части (например, быстроизнашивающиеся детали, срок службы которых меньше гарантийного срока).

Объем гарантии может быть зафиксирован также в документах, относящихся к товару (например, в гарантийных талонах, гарантийных сертификатах, которые передаются вместе с товаром). В таком случае в договоре следует сделать ссылку на эти документы. Покупателю следует иметь в виду следующее: если из гарантии исключены какие-либо части товара, то при обнаружении в них недостатков согласно п. 1 ст. 476 ГК РФ покупатель (а не поставщик) должен доказать отсутствие своей вины в возникновении недостатков.

Если объем гарантии не установлен в договоре, то по умолчанию законом гарантируется качество всего исполнения, поэтому исполнитель будет обязан в течение всего гарантийного срока заменять неисправные детали товара, включая расходные материалы, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара и по вине приобретателя.

Еще одной важной практически значимой проблемой при определении гарантийного обязательства является установление порядка и сроков гарантийного обслуживания. Данный порядок не закреплен законодательно и должен быть установлен в договоре. Порядок гарантийного обслуживания может включать:

- дополнительные условия для приобретателя, при обязательном соблюдении которых поставщик осуществляет гарантийное обслуживание поставленного товара (например, покупателю может быть запрещено вскрытие, самостоятельный ремонт и иные действия в отношении товара либо предписано проведение ремонта или технического обслуживания только у поставщика или указанного им лица). В случае нарушения таких условий обязанность по доказыванию причин неисправности товара может быть возложена на покупателя;

- алгоритм действий сторон в случае обнаружения приобретателем недостатков в исполнении (например, возврат стоимости товара покупателю, передача покупателю другого товара с доплатой или без, если поставщик по объективным причинам не может осуществить ремонт или замену товара в установленные договором сроки и т.п.);

- сроки выполнения исполнителем требований приобретателя, например, в соответствии со ст. 475, 518 ГК РФ (в частности, устранения недостатков, ремонта, замены товара, возмещения затрат покупателя или возврата денег, уплаченных за товар). Если сроки ремонта, замены товара не установлены договором, то они определяются по правилам ст. 314 ГК РФ как разумные и могут не совпадать с ожиданиями сторон. Так, срок ремонта товара может быть признан менее продолжительным, чем ожидал поставщик;

- возврат некачественного товара и распределение расходов по его возврату.

Из закона следует общая обязанность, в частности, покупателя вернуть поставщику некачественный товар при его замене или возврате поставщиком денежных средств согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, поскольку в ином случае товар будет признан неосновательным обогащением покупателя (ст. 1102 ГК РФ) и истребован поставщиком. Однако конкретный порядок возврата товара ненадлежащего качества и распределения расходов на его замену, ремонт (например, порядок возмещения расходов на транспортировку товара от покупателя к поставщику и обратно) должен быть согласован договором.

Если порядок возврата некачественного товара и распределения расходов по возврату не согласован, то возникающие по этому поводу вопросы сторонам скорее всего придется решать в судебном порядке.

Особое внимание при согласовании в контракте качества исполнения и гарантийных обязательств следует уделить процедуре уведомления исполнителя (подрядчика, поставщика и т.д.) об обнаруженных недостатках исполнения.

Вывод: если рассматриваемым договором не были предусмотрены условия предоставления гарантии (указан только срок), решение вопроса о возмещении расходов, связанных с демонтажом оборудования и его транспортировкой будет решен в зависимости от наличия или отсутствия производственного брака: если товар некачественный – поставщик будет обязан компенсировать покупателю все расходы, связанные с поставкой некачественного товара.

Если в счете и накладной, а также иных документах на товар не указан гарантийный срок, значит он не установлен. В этом случае покупатель имеет право предъявить претензии по качеству в течение двух лет с момента передачи товара (ст. 475, п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом обязанность доказывания «брака» лежит на покупателе. Если покупатель докажет вину поставщика, имеет право потребовать возмещения всех причиненных убытков.

 

Пример из судебной практики:

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2016 № Ф08-3694/2016 по делу № А63-10075/2014

Требование: О взыскании денежных средств в счет возмещения расходов по оплате работ по демонтажу и монтажу некачественной продукции в период гарантийного срока; в счет компенсации транспортных расходов.

Обстоятельства: Общество ссылалось на то, что завод отказался возместить убытки в связи с поставкой некачественной продукции, состоящие из стоимости восстановительных работ системы капельного орошения, а также транспортных расходов по доставке некачественного и качественного товара.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказан факт поставки заводом в адрес общества некачественной продукции, и, как следствие, несение обществом убытков в результате ненадлежащего исполнения заводом условий договора поставки.

Позвонить: +7 (351) 231-55-95