За чей счет должна осуществляться доставка спорного товара до поставщика (пока еще не установлено, гарантийный ли это случай)?
Если порядок возврата некачественного товара и распределения расходов по возврату не согласован сторонами рассматриваемого договора, то возникающие по этому поводу вопросы сторонам скорее всего придется решать в судебном порядке.
Тем не менее, при отсутствии в договоре условий сторонам следует учитывать обязанность доказывания обстоятельств, связанных с обнаруженными недостатками.
По общему правилу, в период гарантийного срока, обязанность «доказывания качества» товара возлагается на поставщика. Поэтому покупателю достаточно в установленном договором порядке известить поставщика о факте обнаружения неисправности товара, после чего поставщик обязан удовлетворить требования покупателя, связанные с некачественностью товара, либо сообщить об отказе, мотивировав отсутствуем вины поставщика.
Вывод: если в договоре отсутствуют условие о доставке товара на проверку качества за счет покупателя и поставщик не способен осуществить проверку качества товара по месту его нахождения, в интересах поставщика организовать доставку товара до сервисного центра.
Если в счете и накладной, а также иных документах на товар не указан гарантийный срок, значит он не установлен, как и не установлены условия гарантийного ремонта (в том числе и доставка до поставщика). В этом случае покупатель имеет право предъявить претензии по качеству в течение двух лет с момента передачи товара (ст. 475, п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом обязанность доказывания «брака» лежит на покупателе. Если покупатель докажет вину поставщика, имеет право потребовать возмещения всех причиненных убытков.
Пример из судебной практики:
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.09.2016 № Ф09-8863/16 по делу № А50-18128/2015
Требование: О взыскании стоимости поставленного товара, убытков в виде расходов на транспортировку данного товара.
Обстоятельства: Покупатель сослался на наличие существенных недостатков поставленной техники, исключающих ее дальнейшую эксплуатацию. В ответ на претензию поставщик направил письмо, в котором сообщил о нарушении покупателем правил эксплуатации товара и для установления причины поломки предложило отправить его в адрес продавца. Покупатель обратился в суд.
Решение: Требование удовлетворено, так как причиной выхода из строя спорной техники стало нарушение технологии ее изготовления, не доказано, что данные недостатки возникли после передачи техники покупателю, размер убытков подтвержден.