Звоните сейчас: +7 (351) 231-55-95
Юридические услуги в Челябинске
+7 (351) 231-55-95

ежедневно с 10 до 20 часов

Здравствуйте!
Меня зовут Нагибина Юлия Михайловна, и я тот самый «юрист Челябинск», которого вы только что «забивали» в поисковой строке.

Защита. Потребитель. Право

Потребитель в повседневной жизни, в определенной степени, это каждый из нас. Слово потребитель имеет многогранное значение. Потребитель – это клиент, потребитель – это мировоззрение, потребитель в юридическом сегменте – это субъект гражданских правоотношений.

В правовом сегменте потребитель может быть заказчиком, потребитель может быть покупателем и иной стороной сделки.

Право потребителя быть под большей защитой, нежели вторая сторона сделки, продиктовано сущностью повседневной жизни. Потребитель – это в первую очередь клиент, а вот вторая сторона сделки – это «профессиональный игрок рынка», предприниматель, который находится в привычных для себя условиях и осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли. В связи с этим, государство организовало защиту прав потребителя на законодательном уровне.

Присутствует такая защита потребителя на всех стадиях хозяйственных взаимоотношений, включая судебную защиту.

Разберем по порядку, как застрахован потребитель, как осуществляется его защита, и как гражданское и процессуальное право помогает потребителю.

 

Защита. Потребитель. Право. (до сделки)

Ошибочно думать, что защита прав потребителя начинается с момента совершения покупки или с момента, когда потребитель захотел обменять или вернуть не подошедший или некачественный товар.

На самом деле защита прав потребителя начинается с производства товара. Выражена такая защита в определенных требованиях к товарам и услугам на стадии их производства. В Российской Федерации разработана система государственных стандартов (привычно обозначаемых ГОСТы). Следует отметить, производитель не всегда обязан выпускать продукцию по государственным стандартам. Но не применяя ГОСТ, производитель должен разработать технические условия (ТУ) и потребитель имеет право требовать соответствия продукта ГОСТу или ТУ.

Технические условия в отличие от ГОСТов не утверждаются на государственном уровне, но для потребителя могут также служить основанием для своей защиты в суде.

Кроме названых документов, регламентируют качественные характеристики товаров и услуг, также различные Санитарные нормы и правила (СанПиНы), Строительные нормы и Правила (СНиПы) и другие документы.

Для защиты потребителя служит также обязательная сертификация некоторых товаров. Правда список их очень небольшой.

А вот безопасности товаров (а равно безопасности потребителя) уделяется особое внимание законодателем.

В совокупности право потребителя защищено от злоупотреблений со стороны производителей тем, что к качеству продукции на стадии производства предъявляются определенные требования и не каждый продукт попадет на прилавок.

 

Защита. Потребитель. Право. (сделка)

Следующая стадия, на которой осуществлена защита потребителя, это его право в момент совершения сделки.

Посещая шоу-рум, листая страницы интернет-магазина или бумажного каталога с товарами, потребитель уже находится под защитой закона.

Основные права потребителя в данном аспекте:

- Право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце;

Потребитель вправе требовать, чтобы на продукте или в его сопроводительных документах были указаны сведения об изготовителе, продавце. Продажа контрафактных товаров запрещена на территории Российской Федерации. Нарушение данного права является основанием для одностороннего отказа от договора со стороны потребителя.

- Право на получение информации о товаре (работе, услуге) и соответствие его этой информации.

Для большей наглядности приведу пример из личного опыта. В одном из интернет-магазинов, я, как потребитель, купила тряпичные ящики для гардеробной системы, строго определенных размеров. Мне как потребителю были принципиальны размеры, указанные на сайте, с другими параметрами ящики попросту бы не встали на предназначенное место.

К моему удивлению, я получила ящики больших объемов, нежели чем заказывала. Я, было подумала, что сама перепутала, и тут же повторно зашла на сайт, там значились необходимые мне параметры ящиков.

Как я реализовала свое право как потребитель? Сделала скриншот страницы сайта, фотографии товара и написала обращение (претензию).

В чем выразилась защита? Магазин вернул мне деньги и предоставил скидку на следующий заказ. Второй пункт, к слову, показатель клиентоориентированности хороших компаний.

Через пару дней информацию на сайте поменяли. А что было бы, если не сделай я скриншот?!

С тех пор я после каждой сделки делаю скриншоты, после всех покупок и рекомендую это всем.

- Право на отказ в любое время до передачи товара, а после - в течение семи дней при дистанционной продаже.

Коснемся опять же дистанционной продажи товаров потребителям.

Многие ошибочно думают, что после оформления заказа в интернет-магазине, от него нельзя отказаться. Спешу Вас обрадовать – можно и еще раз можно. Это защита – основное право, которым может воспользоваться потребитель при дистанционной покупке.

Следует отметить, что в данном случае расходы на пересылку и доставку все же несет потребитель.

-  Право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время.

Аналогично торговле, отказаться потребитель может также от получения услуги или результата выполненных работ до их завершения. Это важное право, но следует отметить, что в данном случае потребитель обязан компенсировать исполнителю или подрядчику его расходы на уже выполненную часть.

Например: по Вашему заказу строят гараж, Ваше право, как потребителя, отказаться от дальнейшей реализации договора и получить незаконченный объект в собственность, но необходимо компенсировать подрядчику расходы.

 

Защита. Потребитель. Право. (после сделки)

Самый большой объём прав потребителя направлен на защиту его интересов после сделки. Вот основные из них:

- Право на возврат денег, замену, ремонт или уменьшение цены после сделки при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи вещи.

Наиболее часто потребитель использует при защите именно это право. По требованиям к качеству, порядку возврата и проведения / непроведения экспертизы, товарные группы существенно отличаются. Например, для технически сложного товара существует ряд ограничений по требованию назад денежных средств (а перечень технически сложных элементов пополняется ежегодно). Поэтому в каждой конкретной ситуации потребителю лучше воспользоваться консультацией юриста, тогда его защита будет более эффективной.

- Право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Нередко одна маленькая деталь может вызвать большие последствия. Например: при неисправности электроприбора вполне может возникнуть пожар. Потребителю гарантирована защита при возникновении таких последствий.

- Право на возврат денег при нарушении срока передачи полностью или частично предварительно оплаченного продукта.

- Право на обмен товаров надлежащего качества.

- Право на компенсацию морального вреда.

Данное право, которое может использовать потребитель, частично может рассматриваться в следующем этапе судебной защиты.

 

Защита. Потребитель. Право. (защита в суде)

В рассматриваем контексте защита, которой обладает потребитель, отличает его от обычного истца в судебном процессе.

Рассмотрим преимущества, которые имеет потребитель:

- Отсутствие обязательного претензионного порядка для потребителя.

Потребитель не обязан направлять претензию и ждать 30 дней, а имеет право сразу обращаться в суд.

- Потребитель сам выбирает суд, в который обращаться.

Потребитель может выбрать в какой суд подать исковое заявление (по месту своего нахождения или по месту нахождения продавца).

- Потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Важно! Это правило касается только исков до 1 миллиона рублей.

- Потребитель имеет право получить с продавца или исполнителя пени в размере 1% в сутки и штраф 50% стоимости товара услуги (при отказе продавца или исполнителя добровольно исполнить обязательства).

- Потребитель имеет право требовать с продавца возмещения представительских издержек и морального вреда.

То есть потребитель имеет право на возмещение потраченных на юриста средств и получение компенсации за потраченные нервы.

 

Исходя из своего опыта, хочу сказать: защита потребителя может быть и дело рук самого потребителя, но лучше иметь под рукой юриста, тем более потребитель может возместить потраченные средства.

Позвонить: +7 (351) 231-55-95